Горы мусора с годовой гарантией
20 апреля 2005 года
Вчера корреспонденты "ВК" пригласили экологическую милицию на небольшую экскурсию по городу. От идеи фиксировать подряд все замеченные нарушения экологического законодательства мы отказались сразу же - ни бланков протоколов, ни времени не напасешься. Поэтому по всем правилам мы "оформили" только несколько самых характерных для Казани нарушений.
Первыми на нашем пути были остановочный павильон с встроенным ларьком и мини-маркет на остановке "Юный техник" на проспекте Ибрагимова. Они года три там точно стоят, но ни дня не работали. Окрестное население отходы тащит к ним, хотя ближе дойти до контейнеров. Но, во-первых, контейнеры расположены не по дороге к остановке, а совсем в другой стороне. А во-вторых, ларьки господа предприниматели воткнули аккурат на асфальтовой дорожке, так что теперь граждане вынуждены месить грязь в обход. И, как поведала мне одна обозленная тетенька, вываливая к ларькам мусор, она выражает против этого протест.
Майор экологической милиции Зиннур Хабиров взял на карандаш ларьки, пообещал разыскать хозяев, составить протокол, направить на административную комиссию, которая за антисанитарию наложит на них штраф... Как быстро все произойдет? Не быстро: чтобы установить, кому выделена земля, уйдет недели две. Ну и потом еще придется уладить кое-какие формальности. Примерно через месяц предпринимателю грозит штраф... до 1000 рублей и "годовая гарантия": за одно и то же нарушение наказывать нарушителя можно не чаще одного раза в год. Да ему дешевле раз в год заплатить штраф, чем регулярно дворника нанимать! Разочаровавшись, мы предложили обследовать Московский рынок (заместитель начальника отдела организационно-аналитической работы управления экологической милиции Артем Сидоров говорил, что с рынками у экологов больше всего проблем). Приехали - а там по казанским меркам почти чисто. Ну, конечно, не как в Москве на Манежной площади. Но и не так грязно, как на автобусной стоянке между ЦУМом и Дворцом спорта, где ходят и ездят по толстому слою пластиковой тары и рваных пакетов.
Мусор с Московского рынка мы нашли в квартале от него - на не огороженной со стороны 1-й Союзной улицы стройке. По свидетельству жильцов двух соседних домов, на пустующем пространстве рыночные торговцы регулярно опорожняют машины от тары. Протокол, приглашение на административную комиссию и предписание убрать мусор в итоге получил главный инженер строительной фирмы "Альтаир" Халим Гильфанов. Местным жителям экологи выдали устную инструкцию: как завидят машину с мусором - записывать номер и вызывать экологическую милицию. Они пообещали так и сделать, потому что в отличие от корреспондента "ВК" еще не знали, что "горячий номер" экологической милиции все время занят, а если вдруг оказывается свободен, то на нем срабатывает факс - и поди дозвонись.
Затем мы с экологами совершили "обзорную экскурсию" по Кировскому району и обнаружили интересную закономерность. У зданий - будь то жилой дом или райадминистрация - чистота и порядок, а в паре-тройке десятков метров от них (будь то бетонный бассейн рядом с райадминистрацией или сквер между домами) - кучи отходов и ароматы, более уместные на каком-нибудь Самосыровском полигоне.
Финишировал рейд-экспромт в Вахитовском районе на улице Московской (бывшей Кирова) - во дворе краснокирпичной трехэтажной трущобы. Дом производит такое впечатление, как будто снят ЖКУ с баланса даже не в прошлом, а в позапрошлом веке. Полы гнилые, лестницы едва живые, стены рассыпаются, во дворе - помойка. По ней, ловко объезжая обломки древних пружинных диванов и прочего антиквариата, катаются на велосипеде смуглые детишки. В проеме подъезда стоит такой же смуглый мужчина, а в распахнутых окнах всех трех этажей развеваются нарядные цветные занавески. Экологи вступают в переговоры с аборигенами, те смущаются, но на вопросы отвечают.
- Чей дом?
- Ничей. Тут наш родствэнник живет. Но не прописан. Он сэйчас нэ здэсь. У него мать - татарка, отэц...
- Вы тут как оказались? - прерывает его майор Хабиров. - Откуда? Ваши документы?
- Мы... Из Таджикистана... Как родствэнник. Работать приехали. Вот паспорт, вот билет... Завтра прописка будэт. Нэ здэсь...
Дата на билете подтверждает, что в нарушении закона мигранта можно будет обвинить только завтра, сегодня доставлять его в отдел милиции нет оснований: не прошло еще трех дней с момента, когда он сошел с поезда в Казани.
Дети в развалюхе проживают явно дольше трех дней, и не одни - с родителями. Но они сообщают, что "мать на базаре, где документы - не знаем", - и разговор закончен. На базаре, похоже, и обитатели остальных квартир - все двери на замках.
Заходим в квартиру, где разместились вновь прибывшие таджики: электричество проведено без счетчика, на скрутке, а вот газ подключен вполне цивилизованно: новенькая труба с вентилем идет к плите, вода из крана льется... Это уже не экологическое нарушение, эта "воронья слободка" - продукт попустительства сотрудников жилкоммунхоза, энергосбыта, горгаза и прочих организаций, которые с законного жильца три шкуры готовы драть за ими же недопоставленные воду, газ и свет, а с незаконного... возможно, тоже что-то имеют?
Кстати, если это так, то почему бы не заставить обитателей "слободки" хотя бы навести порядок на занимаемой территории? Конечно, они нелегалы. Но впереди - лето, а свалка под окнами - это грязь, мухи и зараза. Дизентерия или, не дай бог, холера паспорт и прописку не спрашивают.
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"